Для привода механизмов и агрегатов, представляющие собой замкнутые самодействующие узлы, современная автоматическая станочная линия механической обработки располагает электродвигателями или гидравлическими устройствами. Система аппаратуры гидроэлектроавтоматики позволяет путем электрической блокировки управлять линией из одного места. Пуск и остановка механизмов производится замыканием или размыканием цепи соленоидов или реле, управляющих механизмами. Этим достигается централизованный дистанционный контроль и синхронизация работы отдельных механизмов. В основном применяется путевая система управления автоматическими линиями.
Что бы поточная линия станков обеспечивала заданный ритм необходимо увязывание автоматических циклов отдельных станков как между собой, так и с работой механизмов зажима и межоперационного транспорта. С работой станочного оборудования должна быть скоординирована работа вспомогательных устройств: подача СОЖ и смазки, удаление стружки и очистка установочных и базовых поверхностей от загрязнения.
Работа системы управления автоматической линией
Пуск силовых головок и других агрегатов допустим лишь после зажима всех деталей, который, в свою очередь, возможен лишь после фиксации. Такое состояние контролируется с помощью реле давления и системы путевых переключателей, срабатывающих от перемещения рычагов механизмов фиксации и зажима. Это один узел блокировки. Другой механизм блокировки обеспечивает контроль над тем, чтобы транспортные системы автоматических станочных линий двигались вперед только после того, как закончилась обработка и детали расфиксированы и откреплены. Последние операции осуществимы при возвращении всех силовых головок в исходное положение после окончания обработки.
Центральный пульт управления автоматической линией имеет световую сигнализацию, связанную с действиями отдельных узлов линии. В частности, при пуске головок вперед загораются лампочки с их номерами. При возвращении головок лампочки гаснут. Если почему-либо головка не возвращается в исходное положение, то горящая на пульте сигнальная лампочка позволит быстро определить причину задержки. Нарушение нормального режима работы в каком-либо агрегате вызывает остановку линии. Например, при падении давления в гидросистеме зажима во время обработки размыкается реле давления и все головки отходят назад. Если деталь неправильно установлена или недостаточно зажата в какой-либо позиции система управления автоматической линией остановит процесс до устранения неполадки.
Управление автоматизированными линиями
Управление автоматизированных линий является дальнейшим развитием управления многоинструментных полуавтоматов, автоматов и особенно агрегатных станков. В автоматизированных линиях должна быть обеспечена синхронизация или во всяком случае определенная последовательность работы разных станков и общих для линии механизмов и устройств. Для быстрого обнаружения мест, в которых произошли неполадки, широко применяются искатели этих неполадок и используется световая сигнализация.
Кроме того, на автоматизированных линиях необходима очень четкая система блокировок.
Автоматизированные линии обычно имеют три (иногда и четыре) режима работы:
- автоматический с принудительным циклом, который должен поддерживаться во время эксплуатации;
- полуавтоматический со свободным циклом, который является контрольным и используется перед пуском линии в эксплуатацию;
- наладочный, раздельный для разных станков и общих механизмов.
Автоматический режим обеспечивается после включения линии. Принудительное повторение циклов будет происходить до тех пор, пока не будет произведено включение или если будет иметь место какое-нибудь отклонение от заданного режима.
Полуавтоматический режим работы применяется после проведения наладки всех станков для проверки работы всей линии. На полуавтоматическом режиме работы после включения команды «Предварительный пуск» линия выполняет только один цикл и останавливается. Для выполнения каждого нового цикла необходимо вновь запустить вручную.
Электрическая схема автоматизированных линий должна быть построена так, чтобы переход с полуавтоматического на автоматический режим работы производился одним органом управления на центральном пульте (универсальный переключатель, пакетный выключатель и т. п.).
Управление наладочным режимом работы каждого из станков, входящих в линию, осуществляется с индивидуального пульта. При переключении схемы на автоматический цикл рабочий режим выполняется той же аппаратурой.
Центральный пульт управления помещается в начале автоматизированной линии. Он представляет собой по существу панель с отдельными секциями управления, снабженными сигнальными лампочками. Включение лампочек другого цвета сигнализируют о том, что соответствующая часть линии не работает.
На пульте управления может быть установлен дисплей, на котором изображены все агрегаты линии обработки деталей.
Обычно схема управления построена таким образом, что световая сигнализация включается только в требуемый момент, а контрольная лампа зажигается периодически при срабатывании какой-нибудь определенной группы механизмов в начале цикла работы линии.
Так как на большинстве автоматизированных линий применяется комбинированный привод рабочих узлов (электрический, гидравлический, механический и пневматический), то управление должно учитывать особенности каждого из них. Управление автоматизированных линий почти исключительно электрическое. Это объясняется большой гибкостью электрической системы, позволяющей сравнительно простыми средствами изменять продолжительность цикла, осуществлять различные связи и блокировки как при централизованном, так и при децентрализованном управлении.
Электрические системы управления вполне надежны (обследование действующих автоматизированных линий показывает, что простои по вине электрооборудования составляют в среднем около 1% рабочего времени): электрические системы управления комплектуются в основном из стандартных элементов.