animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Фрезерный станок с ЧПУ / Сотрудники Станков ЧПУ: Оператор, Наладчик, Технолог

Сотрудники Станков ЧПУ: Оператор, Наладчик, Технолог

Трудно преувеличить необходимость и важность хорошей подготовки персонала, чтобы получить максимальные выгоды от внедрения станков с ЧПУ. К сожалению, многие потенциальные потребители оборудования с ЧПУ считают, что достаточно провести минимальное обучение работников, связанных с ЧПУ, хотя они и согласны с необходимостью проведения широких подготовительных мероприятий и обучения сотрудников вычислительного отдела и готовы пойти на значительные расходы, чтобы подготовить компетентных специалистов, работающих на оборудовании с числовым управлением. Внедрение ЧПУ требует такого же отношения. При этом необходимы знания в следующих областях: системы программного управления, станки, гидравлика, режущие инструменты для работы и приспособления, технология, разработка управляющих программ, контроль качества деталей и резание металлов. Для многих компаний расходы, связанные с покупкой станков с ЧПУ, намного превосходят расходы, вызванные установкой подобных станков. При заказе станков с ЧПУ, оценивая стоимость оборудования, следует рассматривать предлагаемые поставщиком предложения по обучению персонала и проведению консультаций как самые важные.

Необходимо подчеркнуть, что автоматизация оборудования развивается высокими темпами, это следует иметь в виду при подборе штата сотрудников для работы, связанной с ЧПУ. Лучше сначала отобрать кандидатов «большого калибра», а позднее, если это понадобится, несколько снизить уровень требований, чем идти обратным путем. Следует отбирать молодых людей, выражающих желание приложить все необходимые усилия, и готовых принять вызов этой новой, быстро меняющейся области технологии.

Подбор сотрудников для обучения ЧПУ

Трудно дать четкие советы о том, как подбирать персонал для различных должностей, особенно, если учесть, что обучение ЧПУ представляет собой переподготовку сотрудников, получивших основную подготовку по другим близким дисциплинам. В настоящее время существует достаточно учебных программ, в которых ЧПУ является основным предметом. Можно указать основные соображения, являющиеся общими для всех дисциплин, связанных с ЧПУ, это комплекс: станок - система управления, область применения оборудования, характер работы, размеры участка (количество оборудования с ЧПУ).

Подбор операторов станков с ЧПУ

При подборе оператора надо учесть сложность станка, которым он должен управлять, область применения оборудования, характер и объем работы.

  • Сложность станка. Вполне естественно, что операторы, обслуживающие обрабатывающие центры с ЧПУ, должны быть более опытными, чем операторы, выбираемые для работы на менее сложных станках с ЧПУ. Следует также принимать во внимание стоимость станка.
  • Область применения оборудования. Одно и то же оборудование можно эффективно использовать для совершенно разных целей. Например, если станок используют для обработки деталей повторяемыми партиями, им может успешно управлять оператор средней квалификации, который фактически только наблюдает за работой станка. Если предприятие выполняет проектирование металлорежущих инструментов или штампов, с последующим производством, то станком для изготовления должен управлять опытный оператор.
  • Характер и объем работы. Необходимо тщательно продумать, что именно разрешается делать оператору и какая информация и помощь будут ему предоставлены. Если обеспечить соответствующее обслуживание обрабатывающего центра - это позволит снизить зависимость работы станка от оператора.

Желательно, чтобы претенденты обладали знаниями и соответствовали следующим требованиям: имели опыт работы на станках; знали режущий инструмент и приспособления; имели опыт в установке деталей; могли бы правильно использовать устройства для закрепления деталей и инструмента; знали методы и технологию контроля; умели правильно использовать измерительные приборы и инструменты; были бы способны воспринять новые идеи и технологию; имели бы чувство ответственности; желали бы сотрудничать (успех при внедрении ЧПУ в большой степени определяется общими усилиями всей группы людей, связанных с этим оборудованием).

Некоторыми типами станков с ЧПУ может управлять и малоквалифицированный рабочий, но если эту работу поручить высококвалифицированному оператору, то будут получены несравненно лучшие результаты. При рассмотрении общей эффективности станка это соображение может оказаться весьма существенным, особенно, если речь идет о станках более сложных типов.

Подбор программистов станков с ЧПУ

Кандидатов на должность программистов станков с ЧПУ, как правило, подбирают из числа лиц, занимающих полупрофессиональные и профессиональные должности, среди них - сотрудники, занятые разработкой технологического процесса, методов и средств обработки, технологией и организацией производства, конструкторы режущего инструмента и приспособлений, а иногда операторы станков.

При подборе кандидатов на должность программиста необходимо принимать во внимание следующее.

  • Тип станка, для которого будут готовиться программы. Например, типы фрезерных станков могут существенно отличаться и в зависимости от этого требуется совершенно разная квалификация при подготовке программ.
  • Область использования станка. Одинаковые станки можно использовать для выполнения значительно отличающихся сложности работ.
  • Характер и объем работ. Составляет ли программист ЧПУ простую программу обработки детали или же он готовит полное технологическое обслуживание станка? В первом случае программирование можно доверить работнику низкой квалификации, однако при этом в подготовительной работе примет участие большее число сотрудников, что приведет к потере времени. Во втором случае подготовка программиста должна быть значительно выше. Это связано с длительным обучением, но программист в этом случае полностью отвечает за всю подготовку к работе на станке, что обеспечивает наилучшие результаты.
  • Размеры участка станков с ЧПУ. При подборе программистов ЧПУ это обстоятельство имеет решающее значение. Если на участке установлено несколько станков с ЧПУ, то на них будут производить самую различную обработку и потребуется несколько программистов. В этих условиях неквалифицированный программист может вполне эффективно работать, используя стандартную схему программирования, характерную для каждого вида работ. Одновременно он будет повышать на практике свои знания и опыт, у него появится больше уверенности и он сможет самостоятельно принимать решения. Если имеется только один станок с ЧПУ, особенно, если его используют для сложных работ, то программист с самого начала должен иметь высокую квалификацию.

Программист станков с ЧПУ должен уметь выбрать: последовательность технологических операций по обработке детали; инструмент, необходимый для выполнения работы; приспособления (по возможности используя стандартные элементы или собранные приспособления); порядок настройки. Он также должен: определять координаты опорных точек для каждой операции, а при обработке по контуру - координаты точек, в которых происходит изменение направления перемещения (только при ручном программировании); выбирать последовательность операций, обеспечивающую наиболее эффективное использование оборудования; знать как определяется подача при фрезеровании и скорость резания для каждой операции; уметь написать программу обработки детали.

Самое главное - это чтобы программист нес полную ответственность за все детали, для которых он составлял программы обработки, и мог ответить на любые вопросы, возникающие в цехе.

Необходимо, чтобы программист обладал определенной технической квалификацией и опытом работы в цеховых условиях. Совершенно необходимо, чтобы программист хорошо разбирался в режущем инструменте, приспособлениях и в вопросах выбора технологического процесса. Самым главным в работе программиста следует считать отсутствие ошибок. Вторым важнейшим качеством можно назвать способность к рассуждениям. Говоря о качестве его работы, следует подчеркнуть, что программа должна быть верна на все 100%. Меньшая точность неприемлема. Программист ЧПУ должен обладать врожденным чувством логики; если он не имеет аналитического мышления, то не сможет написать подробную программу обработки детали, отмечая каждый шаг в той последовательности, в которой идет обработка, так чтобы не только оператор, но и станок с ЧПУ мог выполнять его инструкции.

Ввиду всего вышеизложенного желательно, чтобы программист станков с ЧПУ имел профессиональное или среднее техническое образование; обладал способностями к математике, в том числе геометрии и тригонометрии; имел опыт работы в цехе и знал методы обработки металлов; умел читать чертежи; умел спланировать и организовать свою работу; обладал аналитическим умом и хорошими способностями к рассуждениям; хорошо относился к работе и горячо ею интересовался; умел четко и точно выполнять работу.

Не существует какого-либо определенного метода проверки годности специалиста для работы в качестве программиста. Наиболее важным является отношение к работе и наличие желания заниматься новым делом. В некоторых случаях у кандидатов проверяют наличие склонностей и понимание проблем, связанных с программированием, при этом определяют способности кандидата к ориентации в деловых и производственных проблемах, умственные способности, умение рассуждать, пространственное воображение и способности к канцелярской работе.

Подбор персонала для обслуживания систем управления

Специальная группа по обслуживанию электронных систем управления отвечает за обнаружение неисправностей и их устранение. Лица, входящие в состав группы, должны быть готовы ко всем неожиданностям и обладать способностью быстро найти неисправность и знать, что именно необходимо сделать для ее устранения.

Для обучения на курсах по обслуживанию систем управления следует привлекать электриков, занимающихся ремонтом оборудования, электромонтажников, слесарей-сборщиков приборов и других лиц, имеющих опыт в области электротехники. Наиболее способными при изучении систем управления оказываются молодые люди с хорошими знаниями электроники.

В прошлом, для обучения на курсах по обслуживанию систем управления нередко направляли совершенно неподходящих кандидатов, что приводило к катастрофическим результатам, так как эти учащиеся переживали тяжелое моральное потрясение. Учитывая это, организации, проводящие обучение на курсах по обслуживанию систем управления, требуют, чтобы потенциальный кандидат был подвергнут особой проверке.

Желательно, чтобы кандидат на должность техника по обслуживанию систем управления имел профессиональное или среднее техническое образование по электротехнике или электронике; обладал опытом практической деятельности в области электротехники или электроники, предпочтительно полученным при работе со станками или подобным оборудованием; обладал практическими знаниями в области промышленной электроники; имел представления о принципах цифровой техники; умел правильно пользоваться контрольно-измерительными приборами; хорошо относился к работе и хотел повышать свои знания в данной области.

Подбор персонала для обслуживания механических узлов и гидравлических систем

До самого последнего времени почти не уделялось внимания обучению персонала для выполнения этих работ. По мере того как увеличивается применение гидравлики в станках с ЧПУ и повышаются требования, предъявляемые к работе механических узлов, острее становятся вопросы подготовки кадров ремонтников. Слесарь-ремонтник, успешно работавший с обычными станками, совсем не обязательно сможет стать хорошим специалистом по ремонту оборудования с ЧПУ. Детали и узлы, используемые в станках с ЧПУ, как правило, более сложные и точные. Некоторые слесари-ремонтники, привыкшие выполнять сравнительно грубую работу, не могут справиться с обслуживанием узлов станков, выполненных с очень малыми допусками. Для многих слесарей-ремонтников гидравлика является совершенно новым предметом, который, однако, некоторые способны хорошо понять. Гидравлика требует к себе внимательного отношения, так как детали гидравлической аппаратуры хрупкие и выполнены с высокой точностью. Обслуживание обрабатывающего центра и станка с ЧПУ требует решения многих совершенно новых проблем, таких как защита от пыли и засорений, обеспечение соответствующей регулировки электроники, проверка состояния фильтров, методика обнаружения неисправностей и т. п.

Кандидаты на должность слесаря по обслуживанию механических узлов и гидравлических систем, как и при подборе персонала для обслуживания систем управления, должны быть проверены, прежде чем они могут начать занятия на курсах. Желательно, чтобы они имели профессиональное или среднее техническое образование в области обработки металлов; имели опыт практической работы слесаря-ремонтника по обслуживанию станков не менее трех лет; обладали хорошими практическими знаниями в области гидравлики; умели читать чертежи и разбираться в гидравлических схемах; хорошо относились к работе; хотели учиться, проявляли интерес и способности правильного применения полученных знаний.

Эффективность обучения при работе на станках с ЧПУ

Эффективность подготовки операторов и программистов станков с ЧПУ отражается на производительности, степени использования и экономических выгодах, получаемых от установленного оборудования. Все эти вопросы относятся к внутренним проблемам фирмы.

Эффективность обслуживания не является только внутренним делом фирмы-потребителя, так как довольно часто для обнаружения неисправностей и получения запасных частей приходится обращаться к поставщику оборудования. Один производитель оборудования с ЧПУ - провел анализ эффективности системы подготовки кадров путем сбора информации о производственных успехах лиц, окончивших курсы. При анализе учитывалось количество обращений полученных отделом обслуживания потребителей в связи с проблемами эксплуатации оборудования с ЧПУ. На статистические данные, полученные в результате исследований, влияли два основных обстоятельства: проходил ли механик по обслуживанию на предприятии - потребителе специальную подготовку и имелся ли у компании комплект необходимых запасных частей. С учетом этих двух обстоятельств ставили следующие вопросы.

  • Сколько времени необходимо для разрешения возникшей проблемы с помощью телефонного разговора, если механик не проходил обучения на курсах и у него нет комплекта запасных частей? Как показали результаты исследований, в среднем телефонные переговоры продолжались 60 мин и удавалось разрешить 25% возникших проблем.
  • Сколько времени необходимо, если механик не прошел подготовку на курсах, но у него есть запасные части? Разговор по телефону занимал 40 мин и удалось разрешить 45% проблем.
  • Сколько времени требуется, если механик обучался на курсах, но у него нет комплекта запасных частей? В среднем переговоры продолжались 40 мин и удалось решить 50% возникших проблем (механик, прошедший подготовку, понимает терминологию и это обеспечивает хорошее взаимопонимание).
  • Сколько времени требуется для разрешения проблемы, если механик прошел подготовку и у него есть комплект запасных частей? В среднем на телефонный разговор требовалось 10 мин и удавалось разрешить 80% всех проблем. Наличие комплекта запасных частей повышает эффективность на 25%, а обучение персонала - на 30% (рис. 1). Количество проблем, которые удается разрешить по телефону, если нет запасных частей и персонал не обучен, на 55% меньше, чем, если запасные части имеются и механик прошел подготовку. Такое увеличение эффективности, безусловно, оправдывает затраты, необходимые для его обеспечения.

Рис. 1. Эффективность обслуживания : N - эффективность: t - среднее время на один телефонный разговор; tn - уменьшение продолжительности простоев; Nув - увеличение эффективности; 1 - обученный с комплектом запасных частей; 2 - обученный механик без комплекта запасных частей; 3 - необученный механик с комплектом запасных частей; 4 - необученный механик без комплекта запасных частей