animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Фрезерный станок с ЧПУ / Задиры На Направляющих Станка

Задиры На Направляющих Станка

В процессе эксплуатации металлорежущего оборудования появляются задиры на рабочих поверхностях направляющих. Такие дефекты чаще могут иметь продольно-строгальные и продольно фрезерные станки по металлу. Задиры образуются как на направляющих станка, так и на сопряженных с ними поверхностях столов, суппортов и т. п. В этом случае необходим ремонт направляющих станины станка. Своевременно не ликвидированные или не обезвреженные задиры увеличиваются в размерах и содействуют появлению новых. Задиры на направляющих возникают из-за контактного схватывания однородных или близких по структуре и свойствам металлов в результате местного увеличения давления между трущимися поверхностями. Последнее может иметь место, в частности, при нарушении прямолинейности направляющих вследствие их износа или появления извернутости.

Извернутость станины может образоваться в процессе эксплуатации станка вследствие неравномерного оседания фундамента. Поэтому станки с длинными станинами следует устанавливать, как правило, на регулируемых башмаках. Проверку станин длинных точных станков на прямолинейность и спиральную извернутость с целью предупреждения задиров следует производить ежемесячно.

Если обнаруживается извернутость станины, смонтированной на подкладках с заливкой цементным раствором, лучше всего сорвать ее с фундамента и переустановить на башмаках. Когда выполнить это не представляется возможным, необходимо освободить от цементной заливки участки станины, оказавшиеся ниже общего се уровня, подклинить их до получения правильного положения станицы, после чего вновь залить цементным раствором. Образовавшиеся задиры устраняют механической или ручной обработкой направляющих или заделывают. Устранение задиров механической обработкой направляющих не всегда целесообразно, так как при этом с рабочих поверхностей направляющих снимается значительный слой металла, что при частом повторении может привести к значительному сокращению возможной эксплуатации станка. Поэтому предпочтительно производить заделку задиров запайкой, металлизацией или эпоксидными составами. Появление эпоксидных смол, в свое время, упростило и облегчило операцию заделки задиров.

Запайка задиров направляющих

Материал для запайки - баббит, желательно высокооловянистый (Б83), в качестве флюса берут хлористый цинк. Для подготовки поверхностей к запайке производят разделку задиров, обезжиривание поверхностей и снятие окислов. Разделку задиров ведут шабером до образования угла в 90-100° Для обезжиривания на поверхность, подлежащую запайке, насыпают кальцинированную соду и разбавляют ее водой до образования кашицы, затем металлической щеткой протирают поверхности задиров и смывают содовый раствор водой. Эту операцию повторяют несколько раз для получения вполне чистой поверхности. Обезжиривать можно также бензином неэтилированным.

При запайке задиров на деталях, имеющих небольшую массу, процесс можно вести без предварительного подогрева детали. Тепло, выделяемое паяльником обеспечивает прогрев поверхности задира. При запайке задиров деталях крупных габаритов, представляющих собой большую массу металла (станины станков и т. д.), необходимо перед пайкой производить предварительный подогрев запаиваемой поверхности. Для этого может быть использован метод индукционного нагрева, осуществляемый с помощью катушки, питаемой от понизительного сварочного трансформатора. По достижению необходимой температуры подогрева на поверхность задира наносят кисточкой или войлочным тампоном флюс, количество которого должно быть минимальным, так как он при испарении оставляет соль, отрицательно влияющую на качество пайки.

Для запайки задиров на направляющих станин применяют электропаяльники мощностью до 0,5 квт. Баббит расплавляют паяльником так, чтобы капельки его попадали в канавки задира. При этом паяльник водят вдоль задира в расплавленном припое, чтобы теплота паяльника передавалась через расплавленный припой основному металлу. После нанесения таким способом тонкого слоя баббита (лужения) заполняют задир окончательно так, чтобы на всем протяжении канавки баббит был выше уровня плоскости направляющих.

Заделка задиров на направляющих металлизацией

Задир приготовляют путем разделки, как при подготовке к запайке, обезжиривают и создают грубую поверхность. Масло выжигают легким нагревом паяльной лампой или газовой горелкой. Чтобы металл при металлизации не попадал на направляющие, пользуются экраном. Последующую обработку поверхности заделанных направляющих производят шлифованием или с помощью шаберов с пластинками из твердого сплава.

Заделка задиров эпоксидным составом

Состав готовят после предварительной обработки поверхности задира методами, приведенными для запайки и металлизации. Следует учитывать, что эпоксидный состав с момента его приготовления пригоден к применению только 30 мин. В состав входят три компонента: эпоксидная смола, наполнитель и отвердитель. Соотношение весовых частей компонентов 100:200:30.

Состав готовится следующим образом. В чистую посуду помещают смолу, досыпают наполнитель (мелкодисперсный железный порошок ЧМТУ 3648-53) и смешивают до получения однородной массы. Затем добавляют отвердитель и перемешивают состав в течение 7-10 мин. Состав имеет черный цвет и сметанообразную консистенцию. На задир состав наносят с помощью палочки, тщательно растирая его по стенкам задира. Затем небольшими порциями заполняют весь объем задира с небольшим избытком на усадку массы. Через 24 ч заполненную массой поверхность обрабатывают напильником и шабером, сравнивая его с остальной плоскостью.