animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / Фрезерный станок с ЧПУ / Шабрение Направляющих Станка И Другие Ручные Способы Восстановления

Шабрение Направляющих Станка И Другие Ручные Способы Восстановления

В дополнение к механизированным способам, ремонт направляющих станины станка может выполняться вручную, главным из которых является шабрение. В большинстве случаев шабрение направляющих станин производят сперва по плоскостному инструменту, а закачивают по сопряженной детали. При шабрении следует пользоваться плоскостным инструментом максимальной длины, близким по длине к шабруемым направляющим, что обеспечивает хорошие результаты. Однако такой инструмент не всегда находится. Кроме того, это является практически неосуществимым при ремонте станин длиной свыше 3 м. В таких случаях работу ведут имеющимся контрольным инструментом способом перекрытия шабруемой поверхности или способом базовых площадок.

Способ перекрытия шабруемой поверхности

Это способ заключается в следующем: отшабривают часть направляющей, равной длине наличного контрольного инструмента; затем перемещают контрольный инструмент так, чтобы он перекрывал ⅔ длины уже отшабренной части, и вновь шабрят. Продолжая шабрение при таком способе перемещения инструмента, отшабривают направляющие по всей длине.

Способ базовых площадок (маяков) при шабрении направляющих

При этом способе сначала вышабривают так называемые базовые площадки, располагающиеся одна от другой на расстоянии, не превышающем длины наличного инструмента. Затем шабрят перемычки между базовыми площадками так, чтобы образовалась одна общая плоскость. Так, последовательно, от одной пары площадок («маяков») к другой, отшабривают всю плоскость. Способ базовых площадок позволяет исправлять шабрением направляющие длинных станин, столов, траверс, шабрить большие контрольные плиты и другие подобные детали.

При подготовке базовых площадок удобнее всего пользоваться оптическим приборами, позволяющими наиболее просто контролировать расположение площадок в одной плоскости. Первую базовую площадку делают на наиболее изношенном участке направляющих. Создав первую базовую площадку, устанавливают на нее веху и совмещают крест нитей трубы с соответствующими нитям (рисками) вехи. Подготавливая следующую площадку, переносят веху на нее с помощью трубы определяют ее положение. Шабрением площадок добиваются полного совпадения положения вехи на обеих площадках.

При отсутствии оптических приборов базовые площадки на плоских направляющих подготавливают с помощью линейки-мостика и уровня. Для установки уровня на верхней части мостика подготавливают площадку, строго параллельную его рабочей поверхности.

Отшабрив первую базовую площадку по уровню, устанавливаемому в продольном и поперечном направлениях, приступают к шабрению второй базовой площадки. При этом в процессе шабрения периодически устанавливают линейку-мостик на две строго одинаковые мерные подкладки, из которых одна располагается на готовой базовой площадке, а другая - на подготавливаемой. На площадке-мостике устанавливают прецизионный рамный уровень, по показаниям которого определяют положение подготавливаемой второй базовой площадки.

На треугольных направляющих базовые площадки подготавливают следующим способом: по наименее изношенному участку станины изготавливают две короткие (200-300 мм) одинаковые призмы; по одной из них отшабривают первую базовую площадку. Положение призмы в горизонтальной плоскости проверяют прецизионным уровнем, устанавливаемым в продольном и поперечном направлениях (рис. 1, а). Отшабрив первую базовую площадку, приступают к шабрению второй (по второй призме), проверяя продольное и поперечное положение ее с помощью уровня, а правильность расположения второй базовой площадки по отношению к первой с помощью линейки-мостика и уровня (рис. 1, б). Одновременно проверяют совпадение осей обеих базовых площадок в вертикальной плоскости, для чего вдоль направляющей натягивают струну (рис. 1, в) и производят замеры с помощью микроскопа или (если струна достаточно натянута) с помощью закрепленного на призме микрометра.

После того как отшабрена одна направляющая, при помощи линейки, уровня и щупа создают базовые площадки на второй направляющей, соответствующие базовым площадкам первой направляющей.

Рис. 1. Схема шабрения направляющих по базовым площадкам: а - выверка 1-й базовой площадки; б - выверка 2-й базовой площадки; в - проверка правильности относительного положения базовых площадок в вертикальной плоскости; 1 - уровень; 2 - призма; 3 - линейка-мостик; 4 - микроскоп; 5 - струна; 6 - груз

Притирка пастами ГОИ при восстановлении направляющих

Притирка не заменяет шабрения, но сокращает время взаимной припассовки, позволяя ограничиться шабрением до получения двух-трех пятен на квадрат 25х25 мм, после чего поверхности покрывают пастой и подвергают притирке. Если для перемещения притираемых деталей удается применить механическое взаимное перемещение деталей, то время, необходимое на исправление направляющих, по сравнению с шабрением значительно сокращается.

Наиболее эффективной является притирка с помощью механизмов самого ремонтируемого станка. Таким способом обычно притирают столы и станины строгальных станков, столы и направляющие скольжения станка карусельного типа, салазки суппортов и траверсы строгальных станков и т. д. Притирку производят до сборки всего станка, пуская в ход соответствующий привод. При этом необходимо строго следить за своевременным обновлением пасты, так как механизм станка способен преодолеть начавшееся заедание, которое может привести к серьезному повреждению притираемых поверхностей.

Ручная обработка абразивным инструментом

Исправление закаленных направляющих при отсутствии соответствующего оборудования и приспособлений производят вручную с помощью абразивных кругов. Для этой операции можно применять электрифицированный инструмент с гибким валом или легкие пневматические шлифовальные машины. Шлифование при этом производят точечное, аналогично шабрению по краске.

Размеры абразивных кругов подбирают в зависимости от числа оборотов шлифовальной машины. По мере перехода к более тонкой и чистой обработке крупнозернистые круги заменяют мелкозернистыми.

Наряду с абразивными кругами применяют и войлочные шлифовальные круги, на поверхности которых накатан на клеевом веществе (жидком стекле, столярном или мездровом клее) шлифпорошок, соответствующий данной операции.