Гидродинамические подшипники применяют в станках с высокими постоянными или мало изменяющимися скоростями вращения шпинделей при незначительных нагрузках (станки шлифовальной группы).
Станкостроение в России использует многоклиновые гидродинамические подшипники (рис. 1, б), так как одноклиновые (рис. 1, а) не могут обеспечить требуемой жесткости и точности вращения. В многоклиновых подшипниках создается несколько клиновых зазоров, куда вращающимся валом увлекается масло, и результирующая гидродинамических сил Fд позволяет воспринимать внешнюю нагрузку F, действующую в любом направлении. Клиновые зазоры создаются обычно с помощью башмаков, самоустанавливающихся в зависимости от нагрузки и положения шпинделя. Самоустановка башмаков осуществляется либо их поворотом на сферических опорах, либо поворотом относительно специально выполненной втулки.
Конструктивные параметры гидродинамических подшипников определяют исходя из диаметра шейки шпинделя для обеспечения необходимой жесткости. Существенным недостатком гидродинамических опор является изменение положения оси шпинделя при изменении частоты его вращения.
Рис. 1. Гидродинамические подшипники с одним (а) и несколькими (б) масляными клиньями