Расточные станки чаще всего используются для обработки корпусных деталей различных механизмов и машин с точными отверстиями по диаметру и межосевыми координатами. Точность взаимного расположения отверстий в корпусе определяет правильность монтажа валов, зубчатых колес и других деталей, установленных в корпусе.
Технологический процесс растачивания корпусных деталей зависит от их конструктивных особенностей: материала, массы, размеров, жесткости и технологичности как самого корпуса, так и его отверстий (диаметр, длина, ступенчатость и количество отверстий и осей расточек). По своей форме отверстия могут быть сквозными, прерывистыми, с выточками или с незамкнутой окружностью.
Существенное значение имеет и характер ступеней концентричных, отверстий (односторонние и двусторонние). При этом важны как абсолютные размеры диаметров отверстий, так и наибольшая их разность.
Плоскости корпусных деталей, как правило, обрабатывают на фрезерных и строгальных станках. На расточных станках обычно обрабатывают только труднодоступные поверхности, а также поверхности, обработка которых невозможна или нерациональна на других станках, например, кольцевые пазы, внутренние торцовые поверхности, перпендикулярные осям отверстий, и др.
Корпусные детали изготовляют из чугуна, алюминия, стального литья и сварных конструкций. В настоящее время большое применение получают сварные конструкции, так как они обладают меньшей массой по сравнению с литыми и не требуют изготовления моделей, благодаря чему значительно сокращается цикл производства и удешевляется их себестоимость.
Обработка поверхностей на расточном станке значительно осложняется, если эта поверхность далеко отстоит от торца планшайбы, наклонена к оси шпинделя или имеет ширину, превышающую диаметр фрезы.
Основные отверстия корпусных деталей, служащие для монтажа сопрягаемых деталей, выполняются по 6-7-му квалитетам с параметром шероховатости Rα=2,5÷0,32 мкм. Крепежные отверстия под болты, винты, шпильки обрабатывают с точностью 9-11-го квалитетов. Вспомогательные отверстия для замера основных отверстий удобства монтажа и демонтажа выполняют с точностью основных отверстий.
На рисунке показаны основные виды отверстий (см. рис. 3, Чертежи детали). Каждая форма обеспечивается соответствующим технологическим процессом и оснасткой.
Реальные отверстия корпусных деталей являются различными комбинациями основных форм. Обработка соосных отверстий упрощается при наличии перепада диаметра ступенчатых отверстий при наибольшем диаметре малого отверстия, так как в этом случае возможна обработка всех отверстий одной жесткой борштангой.