animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / ЧПУ станок / Фрезерный ОЦ / Наладчик Обрабатывающих Центров С Чпу В Настоящее Время

Наладчик Обрабатывающих Центров С Чпу В Настоящее Время

Наладчик обрабатывающих центров с ЧПУ

Модернизация машиностроительных предприятий и замена устаревшего металлообрабатывающего оборудования на более современное является одним из ключевых направлений развития машиностроения в России. Необходимость эксплуатации современных высокотехнологичных обрабатывающих центров актуализирует проблему глубокой и разносторонней подготовки оператора станков с ЧПУ, работающего на этом оборудовании. Наладчик обрабатывающих центров с ЧПУ настоящее время должен разбираться в различных механизмах и устройствах, знать математику и геометрию, законы механики и электротехнику, черчение и основы технологии машиностроения, программирование процессов обработки деталей. Именно поэтому подобная подготовка требует хорошей материально-технической базы для получения знаний и практических навыков работы на высокотехнологичных обрабатывающих центрах с ЧПУ.

В настоящее время с целью организации подготовки или повышения квалификации наладчиков станков с программным управлением на промышленных предприятиях России, как и на предприятиях зарубежных стран, создаются специальные образовательные подразделения – корпоративные университеты, учебные центры, отделы технического обучения, центры подготовки персонала и т. д. Анализ опыта организации и осуществления корпоративного обучения позволяет утверждать, что обучение операторов-наладчиков станков с программным управлением в учебных центрах предприятий позволяет гармонично сочетать теоретическое и практическое обучение в контексте специфики предприятия, формировать творческий потенциал, корпоративную культуру и общую культуру производства. Следует отметить, что в ходе обучения наладчик обрабатывающего центра с программным управлением должен понимать весь процесс создания готовой детали, начиная с чтения чертежей и заканчивая разработкой программ, наладкой станка и отработкой управляющей программы и последующей ее коррекцией (при необходимости).

На базе учебных центров обучение проводится в специализированных классах, оснащенных симуляторами программируемых стоек ЧПУ. Учебные планы и расписание учебных занятий позволяют добиться такого сочетания теоретического и практического обучения, в котором новые знания сразу же используются на практике. В конце процесса переподготовки или повышения квалификации обучаемые выполняют квалификационную работу, в ходе которой самостоятельно проводят наладку станка и обрабатывают детали, а специалисты центра и представители предприятия оценивают качество работы обучаемого – будущего наладчика станков с программным управлением. Ключевым документом, по которому ведется оценка квалификации наладчиков станков с ЧПУ в настоящее время, является профессиональный стандарт.

С 1 июля 2016 г. на территории Российской Федерации начала действовать система профессиональных стандартов. В ходе нашего исследования был проанализирован профессиональный стандарт оператора наладчика обрабатывающих центров с числовым программным управлением, который содержит три обобщенные функции и уровень квалификации для выполнения этих функций: наладка и подналадка обрабатывающих центров с программным управлением для обработки простых и средней сложности деталей; обработка простых и сложных деталей – уровень квалификации 2; наладка на холостом ходу и в рабочем режиме обрабатывающих центров с программным управлением для обработки деталей, требующих перестановок и комбинированного их крепления; обработка деталей средней сложности – уровень квалификации 3; наладка и регулировка на холостом ходу и в рабочем режиме обрабатывающих центров с программным управлением для обработки деталей и сборочных единиц с разработкой программ управления; обработка сложных деталей – уровень квалификации 4.

Каждая обобщенная трудовая функция подразделяется на трудовые функции, которые детерминирует строго определенный комплекс трудовых действий, необходимых знаний и умений, что, в свою очередь, позволяет отобрать содержание для составления учебного плана программы корпоративного обучения рабочих по профессии «оператор-наладчик обрабатывающих центров с ЧПУ». При этом обязательно учитываются направление и уровень предыдущей подготовки (в том числе квалификационный разряд и имеющаяся у обучаемого профессия), что позволяет существенно сократить сроки обучения, не отступая от требований профессионального стандарта. С этих позиций в нашем исследовании был сформирован учебный план переподготовки операторов-наладчиков обрабатывающих центров с ЧПУ в учебном центре, рассчитанный на 144 ч. Обучение предполагается вести непосредственно в учебном центре с частичным отрывом от производства, что позволяет говорить о том, что на проведение обучения потребуется всего один месяц, причем, с частичным отрывом от производства. При обучении по традиционной образовательной программе подготовки оператора станков с программным управлением, рассчитанной на 480 ч, потребовались бы трехмесячные курсы.

Разработанный учебный план соответствует требованиям профессионального стандарта «Оператор-наладчик обрабатывающих центров с программным управлением» и может применяться при обучении или переподготовке в учебном центре при подготовке операторов и наладчиков обрабатывающих центров 4-го разряда или 2-й квалификации выполнению наладки и подналадки обрабатывающих центров с программным управлением для обработки простых и средней сложности деталей, обработки простых и сложных деталей.

Таким образом, в условиях современного дополнительного профессионального образования, в том числе внутрифирменного обучения в учебных центрах предприятий, использование профессиональных стандартов позволяет перейти к созданию совершенно конкретизированных образовательных программ, учитывающих требования и специфику предприятия – заказчика подготовленной рабочей силы, особенности подготовки по профессии, индивидуальные образовательные запросы обучаемых и ориентированных на компактную, «точечную» подготовку востребованных на предприятии рабочих и специалистов.