Комплексная система управления качеством продукции - это активная форма воздействия на процесс формирования качества, которая предусматривает установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Управление качеством продукции базируется на стандартизации и научно-технических прогнозах.
Основной задачей системы управления качеством является обеспечение планомерного повышения качества продукции и улучшение ее ассортимента с целью максимального удовлетворения потребностей населения страны.
Важнейшие мероприятия, осуществляемые в процессе управления качеством:
- планирование повышения объемов выпуска продукции высшей категории качества;
- планирование и обеспечение своевременного внедрения в производство новых научно-технических разработок;
- сравнение уровней качества однотипной продукции, выпускаемой различными предприятиями;
- оценка уровня качества разрабатываемой и выпускаемой продукции на основе проведенной аттестации;
- разработка мероприятий, направленных на повышение качества;
- стимулирование за повышение качества продукции;
- использование программного обеспечения для сбора и обработки информации, относящейся к качеству выпускаемой продукции.
Показатель качества продукции - количественная характеристика свойств продукции. В зависимости от числа этих свойств показатель качества называется единичным или комплексным. Интегральный показатель качества продукции также является комплексным, отражающим соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (или потребление).
Базовым показателем качества продукции называется показатель, принятый за исходный при сравнительных оценках качества.
Результаты оценки качества продукции:
- присвоение продукции высшей, первой или второй категории качества;
- решение о том, что качество продукции одного варианта выше качества продукции другого варианта;
- сравнение качества с эталонным (выше, на уровне, ниже).
Показатели оценки уровня качества продукции:
- полезный эффект от использования продукции по назначению;
- надежность и долговечность;
- технологичность;
- эргономические показатели, характеризующие систему человек - изделие - среда; эстетические показатели;
- показатели стандартизации и унификации;
- патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной чистоты и патентной защиты изделий;
- экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию или потребление продукции, а также экономическую эффективность эксплуатации.
На практике применяются следующие методы оценки уровня качества продукции: дифференциальный, комплексный и смешанный.
Дифференциальный метод оценки качества осуществляется путем сопоставления единичных показателей качества оцениваемого изделия с единичными показателями качества изделия-эталона или с базовыми показателями, установленными техническими условиями или стандартами.
Комплексный метод оценки уровня качества выражается одним обобщенным показателем, например интегральным.
Смешанный метод оценки качества объединяет дифференциальный и комплексный методы: единичные показатели качества объединяют в группы и для каждой группы определяют соответствующий ей комплексный показатель, а на основе полученных групп показателей качества оценивают уровень качества дифференциальным методом.
Контроль качества может быть сплошным или выборочным.
Сплошной контроль применяют в единичном и мелкосерийном производстве.
Категории испытаний готовой продукции: приемо-сдаточные, периодические, типовые, аттестационные и эксплуатационные (см. Испытания станков). Приемо-сдаточным испытаниям подвергают все изготовленные изделия. Типовые испытания проводят после освоения нового вида продукции или после внесения конструктивных или технологических изменений. Аттестационные испытания проводят в целях присвоения продукции категории качества (см. Испытание станков на точность)
Виды контроля: по качественным признакам (все изделия разбивают на годные и дефектные и качество партии изделий оценивают по величине доли дефектных изделий); по количественным признакам (результат контроля зависит от статистических характеристик распределения исследуемых параметров).
Надежность - свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Надежность - комплексное свойство, включающее безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость как для объекта в целом, так и для его частей.
Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Долговечность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающее в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
Сохраняемость - свойство объекта непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние после хранения и транспортирования.
Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта.
Показатель надежности - количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность объекта.
Наработка - продолжительность или объем работы объекта.
Срок службы - календарная продолжительность эксплуатации объекта от начала или возобновления после среднего или капитального ремонта до наступления предельного состояния.
Вероятность безотказной работы - вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникает.