Ходовые винты станков выполняют со стандартной резьбой трапецеидального профиля (угол профиля 30°). Преимуществом этой резьбы перед резьбой прямоугольного профиля является возможность её фрезерования и шлифования; недостатком - возникновение погрешностей шага при радиальном биении ходового винта станка и поперечных колебаний от прогиба под действием собственного веса. В связи с этим в прецизионных станках применяют резьбы с меньшим углом профиля (10-20°). Другим направлением повышения точности винтовых передач является применение в гайке центрирующих втулок (рис. 1).
Рис. 1. Передача винт-гайка скольжения: 1 - винт; 2, 5 - гайки; 3 - центрирующие втулки; 4 - прокладка
Для регулирования и устранения зазора в резьбе гайку выполняют из двух частей: одна из них неподвижно прикреплена к столу или суппорту, а другая может смещаться в осевом направлении. Изменяя толщину прокладки 4, установленной между гайками, в передаче можно полностью устранить зазор. Однако в процессе эксплуатации и износа резьбы гаек и винта необходимо периодически производить регулировки. Применяют и другой способ устранения зазора в передачах, когда при неизменном осевом расположении гаек изменяется их относительное угловое положение.
Длинные ходовые винты могут быть составными для обеспечения надежного и точного соединения отдельных секций, длину которых выбирают от 600 до 1500 мм. Наибольшее распространение получили ходовые винты диаметром от 20 до 60 мм. Винты такого диаметра устанавливают на обрабатывающие центры с ЧПУ. В тяжелых станках, таких как портальные фрезерные станки с ЧПУ, встречаются винты диаметром до от 80 до 200 мм.
Передачи винт-гайка скольжения рассчитывают на износостойкость. Расчёт сводится к вычислению среднего давления на рабочих поверхностях резьбы:
p=Q/(πdHLz/P),
где Q - тяговая сила; d - средний диаметр резьбы; H - рабочая высота профиля резьбы; L - длина гайки; z - число заходов резьбы; P - шаг винтовой линии резьбы.
В зависимости от требований, предъявляемых к точности винтовой пары, допускаемые значения средних давлений для передач винт-гайка скольжения не должны превышать 3-12 МПа.