При подаче в зажимное приспособление транспортером деталь предварительно ориентируется установочными элементами приспособления. Окончательное базирование детали производится по предварительно обработанной (в большинстве случаев) плоскости, которая обычно служит плоскостью скольжения детали по транспортеру и по двум предварительно обработанным точным отверстиям на этой плоскости путем ввода в них двух фиксирующих штифтов. После этого заготовки закрепляются специальными зажимами в специальных приспособлениях, установленных у станков линии обработки деталей.
Варианты выбора баз в зависимости от формы и расположения обрабатываемых поверхностей показаны на рис. 1.
Рис. 1. Варианты выбора баз корпусной детали
Во избежание потери точности установки деталей фиксаторы не должны нагружаться силами зажима и резания. Зажимные устройства приводятся обычно от гидроцилиндров непосредственно или через самотормозящие механизмы (для получения больших сил зажима). В последнем случае механизм зажима и фиксаторы приводятся от одного гидроцилиндра (рис. 2).
Рис. 2. Приспособление для базирования и закрепления корпусной детали при помощи плоского клина картера коробки передач
В самотормозящих зажимных механизмах сила разжима на 10-20% больше силы зажима. Поэтому при зажиме масло подается в штоковую полость цилиндра или в магистраль, соединяющую распределительный золотник с зажимной полостью цилиндра, вводят дополнительный предохранительный клапан, настроенный на пониженное давление.
В зажимных устройствах с прямым зажимом и раздельным гидравлическим приводом фиксаторов включение цилиндров зажима по окончании фиксации надежнее производить от конечных выключателей, контролирующих окончание ввода фиксаторов, чем подачей гидравлической команды при подъеме давления в цилиндрах фиксации. В последнем случае команда на зажим может быть подана преждевременно вследствие заклинивания фиксаторов стружкой или упора их в деталь при неточной остановке транспортера.
Контроль выполнения зажима производится при помощи гидравлических реле давления. В устройствах с клиновым зажимом контроль разжима надежнее производить при помощи электрических конечных выключателей, так как реле давления может сработать и при заедании клина. Фиксация и зажим детали занимают 0,03-0,1 мин.
Заданная величина силы зажима сохраняется неизменной в течение всего времени обработки гидро- или пневмоприводом. Превышение этой силы предотвращается специальной блокировкой.
Приспособление с зажимом детали при помощи дискового клина показано на рис. 3.
Для отвода стружки в нижней плите приспособлений делают проемы с наклонными стенками (см. рис. 2).
Рис. 3. Приспособление для базирования и закрепления блока цилиндра дисковым клином