animateMainmenucolor
activeMenucolor
Главная / ЧПУ станок / Устройство Передачи Ходовой Винт-Гайка

Устройство Передачи Ходовой Винт-Гайка

Пара винт-гайка является нецикловым исполнительным механизмом основных рабочих органов автоматизированного станка. Нецикловые исполнительные механизмы характеризуются неизменностью кинематической связи между входным (ведущим) валом исполнительного механизма и рабочим органом. Эта связь выражается величиной перемещения рабочего органа за один оборот ведущего вала исполнительного механизма, т. е. шагом тягового устройства исполнительного механизма. Это устройство служит для превращения вращательного движения ведущего (входного) вала в поступательное движение рабочего органа.

Нецикловые механизмы рабочих органов автоматов - ходовой винт-гайка или также зубчатое колесо-рейка. Эти механизмы не однооборотные. Число оборотов их ведущего вала за один частный цикл рабочего органа бывает различным в зависимости от длины ходов рабочего органа и шага исполнительного механизма.

В автоматизированных станках нецикловые исполнительные механизмы (преимущественно ходовой винт-гайка) применяются для основных рабочих органов; для вспомогательных органов они используются редко (в тяговых устройствах зажимных патронов).

Для ходовых винтов характерен малый шаг тягового устройства и в связи с этим малая степень редукции и отсутствие червячных передач в приводе рабочих подач. Малый шаг обусловливает малую величину крутящего момента на ходовом винте.

Паре винт-гайка свойственны малые радиальные габариты. Ходовым винтом, следовательно, можно передавать большие тяговые силы без больших моментов и контактных напряжений на винте. Ходовой винт можно применять при большой длине хода рабочего органа. Привод ходовым винтом обеспечивает плавность подачи.

При вращении гайки ходового винта возможно сопряжение цепей рабочего и быстрого (ускоренного) холостого хода в паре винт-гайка, а также сложение движений рабочей подачи по винту и ручного перемещения при одновременном вращении гайки.

При изучении системы винт-гайка не лишним будет ознакомиться с информацией про опоры винтов швп станка.

Передача винт – гайка - это узел применяющийся для преобразования вращательного движения одного из звеньев в поступательное движение другого звена. Состоит такая передача из двух звеньев – винта и гайки, при этом одно из звеньев закреплено от осевого перемещения.

Пара винт-гайка получила широкое применение в приводе прямолинейного движения станков в связи со следующими ее особенностями:

  • Малое передаточное отношение при однозаходной резьбе, что дает возможность осуществлять медленные движения в приводе подач.
  • Высокая плавность и точность движения, обусловленные постоянством передаточного отношения в паре винт-гайка. Степень точности и плавности движения определяется главным образом точностью изготовления ходового винта и гайки.
  • Низкий к. п. д. пары винт-гайка скольжения препятствует ее применению в приводе главного движения, но не является столь существенным недостатком для привода подач и для привода вспомогательных движений.
  • Самоторможение в винтовых парах скольжения облегчает их использование для установочных движений и в случае вертикальных перемещений.

Технические условия

Нормаль станкостроения ТУД 22-2 устанавливает для ходовых винтов пять классов точности: 0-й (наиболее точный), 1-й, 2-й, 3-й и 4-й; для каждого класса эта нормаль устанавливает наибольшие допускаемые: а) отклонения шага (в пределах одного шага и наибольшие накопленные ошибки на различных длинах резьбы); б) отклонения половин угла профиля резьбы, в) отклонения по овальности на среднем диаметре резьбы; г) биение по окружности наружного диаметра.

Для гаек ходовых винтов нормаль допускает отклонения в плюс от номинального размера по среднему диаметру.

Для точной работы и уменьшения износа пары винт-гайка требуются также: а) ограничение биения резьбы ходового винта относительно его опорных шеек; б) параллельность осей подшипников винта соответствующим направляющим; в) отсутствие торцового биения винта при вращении; г) соосность гайки и ходового винта.

Материалы ходовых винтов и гаек

Материалы для изготовления ходового винта и гайки выбирают в зависимости от назначения винта, класса его точности и требуемой термической обработки. Нормаль станкостроения ТУД 22-2 рекомендует: а) для ходовых винтов 0-го класса точности, применяемых в прецизионных станках (например, координатно-расточных), - инструментальные углеродистые стали марок У10 и У12; б) для ходовых винтов 1-го класса точности с высокой поверхностной твердостью после термической обработки (для резьбошлифовальных станков) - стали ХВГ или ХГ при твердости HRC 50-56 и сталь 65Г при HRC 35-45; в) для ходовых винтов 2-го класса (для токарно-винторезных станков нормальной точности), 3-го класса (для фрезерных и строгальных станков) и 4-го класса (для установочных перемещений) точности, не подвергаемых термической обработке на высокую твердость, - стали 45 и 50 нормального состава, сталь 45 с 0,15-0,50% свинца и холоднотянутую автоматную сталь А40Г, содержащую 1,2-1,55% марганца. При нарезании винтов из стали двух последних типов поверхность винта получается гладкой, без задиров. Сталь подвергается специальной термообработке для уменьшения деформаций заготовки винта при его последующей обработке.

Гайки скольжения ходовых винтов изготовляют обычно из оловянных бронз. Нормаль станкостроения ТУД 22-2 рекомендует делать гайки винтов 0-го, 1-го и 2-го классов из оловянных бронз Бр. Оф 10-0,5 и Бр. ОЦС 6-6-3. Для ходовых винтов 3-го и 4-го классов гайки изготовляют также из антифрикционного чугуна.

Варианты устройства передачи движения

Одна схема исполнительного механизма приводов подачи с приводным винтом выполняется следующим образом. Двигатель 1 (рис. 1, а) муфтой 2 соединен с винтом передачи. Если круговой измерительный преобразователь установлен на валу двигателя, то вследствие деформации привода на участке от вала двигателя до гайки появляются погрешности измерения перемещений. При установке измерительного преобразователя 4 на ходовом винте через муфту 3 со стороны, противоположной приводу, эти погрешности отсутствуют.

Другой вариант устройства передачи винт гайка - это когда между двигателем 1 и ходовым винтом находится редуктор 2, состоящий из пары зубчатых колес или передачи с зубчатым ремнем (рис. 1, б). Редуктор предназначен для повышения вращающего момента на тяговом механизме. Передача с зубчатым ремнем обеспечивает более стабильную скорость подачи по сравнению с шестеренным редуктором. В приводе с ременной передачей круговой измерительный преобразователь перемещений 4 муфтой 3 соединяется с винтом со стороны привода или с противоположной стороны. В случае применения шестеренного редуктора круговой измерительный преобразователь может быть соединен с валом электродвигателя, с левым или правым концом винта. Наиболее точным, но не самым простым является привод, когда измерительный преобразователь перемещений соединен с винтом со стороны двигателя.

Структура с приводной гайкой шариковинтовой передачи, изготовленной в одном блоке с ротором электродвигателя, обеспечивает более высокую точность перемещений и лучшие динамические свойства привода.


 

Схемы устройства передачи винт гайка

Рис. 1. Схемы устройства передачи винт гайка

Устройство шариковых винтовых передач

Шариковая винтовая передача (ШВП) предназначена для преобразования вращательного движения в поступательное или наоборот. Она состоит их винта 1 (рис. 2, а), гайки 4 (или двух гаек), комплекта шариков 5, каналов 3 для их возврата, уплотнений 2. При вращении винта гайка перемещается в осевом направлении. При вращении гайки винт перемещается в осевом направлении.

Профиль резьбы задается в сечении, нормальном к винтовой линии. В основном используется полукруглый профиль (рис. 2, б), позволяющий создавать двухточечный контакт. Реже применяется арочный профиль (рис. 2, в), образованный дугами окружности. По сравнению с полукруглым профилем он менее технологичный, но благодаря четырехточечному контакту передачи на его основе обладают более высокой грузоподъемностью.

Схемы шариковой винтовой передачи

Рис. 2. Схемы шариковой винтовой передачи

Шарики, находящиеся в винтовом канале, вращаются и скользят друг относительно друга в противоположных направлениях со скоростью, в два раза большей скорости вращения каждого их них (рис. 2, г), что является причиной повышенного износа и шума. При изучении устройства передачи винт гайка новейших конструкций, мы заметим, что шарики находятся в сепараторе, образованном шайбами из антифрикционного материала (рис. 2, д), благодаря которым на шариках обеспечивается постоянная масляная пленка, повышается нагрузочная способность передачи, снижаются ее шум и износ.

Винт и гайку изготавливают из высококачественных подшипниковых или цементируемых сталей. По одной технологии винтовые канавки нарезают резцом и после термообработки шлифуют; достигается твердость не ниже 60 HRC. По другой технологии резьбу на винте накатывают.

Основными размерами передачи являются номинальный диаметр d0 (диаметр условного цилиндра, на котором находятся центры шариков) и шаг резьбы p (см. рис. 2, б). Размеры передачи стандартизированы (таблица).

Диаметр шарика d ≈ 0,6p.

Диаметр стержня винта: d2=d0-0,71d.

Для снижения контактных напряжений принято: rв=rг≈(1,03...1,05)d.

Угол подъема резьбы: φ = arctg(р/πd0)

Размеры шариковой передачи

Рис. 3. Размеры шариковой передачи

Конструкции ходовых винтов и гаек

Ходовые винты обычно выполняют со стандартной (ГОСТ 9484-60) трапецеидальной резьбой с углом профиля 30°. Трапецеидальная резьба по сравнению с прямоугольной имеет следующие преимущества: а) возможность фрезерования и шлифования резьбы для подрезания профиля; б) более легкое замыкание маточной гайки (оно невозможно при полном охвате винта маточной гайкой с резьбой прямоугольного профиля). Недостаток трапецеидального профиля - возникновение погрешностей шага нарезаемой резьбы при радиальном биении ходового винта. Поэтому в высокоточных резьбонарезных станках иногда применяют ходовые винты с прямоугольной резьбой или с трапецеидальной резьбой с меньшим углом профиля (10-15°).

Выбор опор ходовых винтов, как и выбор ШВП для станка с ЧПУ очень важен. Опоры должны вызывать чрезмерных осевых и радиальных биений винта, которые ведут к искажению нарезаемой резьбы.

Упорные подшипники должны быть расположены так, чтобы нагревание винта не вызывало опасных тепловых напряжений и деформаций винта. Поэтому ходовой винт фиксируется в осевом направлении большей частью лишь в одной опоре. Только сильно нагруженные ходовые винты, которые должны работать на растяжение, фиксируют обеими опорами.

Подшипники скольжения в виде втулок из бронзы или антифрикционного чугуна применяют для ходовых винтов чаще, чем опоры качения, так как имеют следующие преимущества: более легкое достижение малого биения, малые радиальные габариты (что особенно важно, если салазки должны проходить над опорой), простота конструкции (рис. 4).

Подшипники качения применяют большей частью в опорах сильно нагруженных ходовых винтов средней точности.

Для продольной фиксации ходовых винтов применяют упорные шарикоподшипники повышенной точности или подпятники скольжения (рис. 4, а и в). Последние предпочтительнее в прецизионных станках. Для уменьшения осевого биения диаметры опорных поверхностей делают возможно малыми и применяют самоустанавливающиеся упорные кольца со сферической опорой (рис. 4, г).

Рис. 4. Узел ходового винта токарно-винторезных станков: а и б - нормальной точности; в и г - повышенной точности

Конструктивные способы уменьшения деформаций изгиба ходовых винтов

Для уменьшения прогиба ходовых винтов пользуются различными конструктивными средствами; к ним относятся:

  • увеличение жесткости опор винта путем применения в них подшипниковых втулок с повышенным отношением длины втулки к ее внутреннему диаметру, т. е. к диаметру шейки ходового винта, что позволяет при коротких ходовых винтах ограничиваться одним подшипником; в качестве второй опоры используется гайка; при средней длине винта необходимо применять две опоры;
  • применение дополнительных опор для длинных ходовых винтов, причем если винт не очень тяжелый, опоры выполняются в виде расточенных точно по наружному диаметру винта втулок достаточной длины, перемещающихся вместе с гайкой; в конструкции по рис. 5 втулка 3 закреплена в каретке 1 и имеет вырез для гайки 2;
  • для уменьшения прогибов длинных тяжелых винтов применяют откидные опоры, которые отстраняются кареткой при ее проходе, или постоянные опоры с неполным охватом ходового винта (рис. 6); гайка ходового винта при этом также делается открытой с неполным охватом, что является недостатком конструкции, так как эксцентричное приложение тяговой силы создает момент, изгибающий винт.

Для уменьшения момента, перекашивающего каретку или стол в горизонтальной плоскости, ходовой винт располагают между направляющими в средней плоскости станины. Такое расположение винта применяется в высокоточных винторезных станках с целью повышения точности обработки и в тяжелых токарных, продольно-строгальных, фрезерных и других станках для облегчения условий работы ходового винта и направляющих.

Рис. 5. Дополнительная опора ходового винта быстроходного токарного станка

Рис. 6. Откидная опора длинного ходового винта

Конструкции гаек скольжения ходовых винтов

Ходовые винты рабочих подач, как правило, делают одно- или двухзаходными с небольшим шагом (малым углом подъема резьбы), следовательно, самотормозящимися. Поэтому при наличии в станке, наряду с ходовым винтом, также другого тягового устройства (например, реечного привода подач в токарно-винторезных станках) гайку ходового винта необходимо делать разъемной (рис. 7, а и б).

Рис. 7. Примеры конструкций размыкаемых маточных гаек

Если ходовой винт применен как единственное тяговое устройство, то гайку делают неразъемной. Простейшая конструкция такой гайки показана на рис. 8. Здесь возможна выверка соосности винта и гайки в одной плоскости, но не возможна в другой, что является недостатком этой конструкции.

Рис. 8. Самоцентрирующаяся неразъемная гайка

Для регулирования зазора в резьбе и уничтожения мертвого хода гайку скольжения нередко выполняют из двух половин; одну из них неподвижно крепят к салазкам, другая может смещаться в осевом направлении при помощи клина (рис. 9), установочной гайки (рис. 10), пружины (при малых нагрузках винта, в шлифовальных станках, рис. 11, а) или гидравлического давления (рис. 11, б). Конструкции последнего типа применяют во фрезерных станках при фрезеровании по подаче. При фрезеровании против подачи и холостом перемещении стола золотник соединяет полости цилиндра с обеих сторон подвижной гайки и снимает с нее нагрузку.

Рис. 9. Гайка с периодическим регулированием зазора в резьбе посредством клина: 1 - прижимные винты; 2 - регулирующий винт; 3 - клин

Рис. 10. Гайка с регулированием зазора посредством установочной гайки α

Рис. 11. Гайки с автоматической выборкой зазора в резьбе

Коррекционные устройства к ходовым винтам

В станках, предназначенных для нарезания точных резьб, погрешности шага ходового винта автоматически компенсируются во время работы станка коррекционным (исправляющим) устройством (рис. 12), работающим по принципу: а) дополнительных осевых смещений ходового винта (рис. 12, а) или чаще б) дополнительных поворотов маточной гайки (рис. 12, б).

Погрешности шага ходового винта, вызванные температурными деформациями в процессе эксплуатации станка, носящие закономерный характер, исправляются при помощи прямолинейных поворотных «температурных» линеек, устанавливаемых под надлежащим углом.

Размеры ходового винта и гайки устанавливают по расчету на износостойкость, прочность и жесткость конструкции и на устойчивость ходового винта.

  • Расчет на износостойкость производят по среднему удельному давлению на рабочих поверхностях резьбы.
  • Расчет ходовых винтов на прочность. Ходовой винт работает одновременно на растяжение (или сжатие) и кручение и рассчитывается на прочность по возникающему напряжению.
  • Расчет на жесткость. В результате сжатия или растяжения ходового винта тяговой силы шаг резьбы винта изменяется. Основную роль в искажении шага играет осевая деформация, и при расчете ходового винта на жесткость изменением шага от кручения винта можно пренебрегать. Допустимое искажение шага резьбы принимают, учитывая допуск на неточность шага резьбы ходовых винтов соответствующего класса.
  • Расчет ходового винта на устойчивость. Если ходовой винт работает на сжатие и длина его значительна сравнительно с диаметром, то он должен быть проверен на устойчивость как стержень, нагруженный центрально действующей сжимающей силой - наибольшей тяговой силой.

Характер заделки для неразъемной гайки принимается, как и для опор, в зависимости от отношения длины гайки к среднему диаметру резьбы. Разъемная гайка рассматривается как опора с несовершенной заделкой.

Рис. 12. Схемы коррекционных устройств: а - с дополнительным осевым смещением винта; б - с дополнительным вращением гайки

Винтовые пары качения

В целях устранения вредного влияния скольжения в резьбе и связанного с ним износа в станках все большее применение находят винтовые пары качения.

Достоинством винтовых пар качения, помимо малых потерь на трение и высокого к. п. д. (рис. 13), является то, что в них могут быть полностью устранены зазоры в резьбе за счет создания предварительного натяга. Зазоры в винтовой паре крайне нежелательны при знакопеременных осевых нагрузках и при реверсируемом точном движении (например, в приводе станков с программным управлением).

Рис. 13. Потери на трение в винтовых парах скольжения и качения: 1 - пара скольжения; 2 - шариковая пара с накатанной резьбой; 3 - шариковая пара со шлифованной резьбой

Замена скольжения качением в винтовой паре возможна либо за счет использования вместо гайки роликов, свободно вращающихся на своих осях (рис. 14), либо за счет применения тел качения (шариков, а иногда и роликов), уложенных в резьбу между винтом и гайкой (рис. 15), в специально предусмотренный канал возврата шариков.

Первая из указанных конструкций в связи со сложностью изготовления и сборки не получила столь широкого применения в станках, как шариковые винтовые пары, нормализованные в станкостроении (нормаль Н23-7).

Рис. 14. Винтовая пара качения с резьбовыми роликами: 1 - винт; 2 - ролик

Рис. 15. Шариковая винтовая пара

В шариковых винтовых парах обычно используют резьбу полукруглого (рис. 16, а) или арочного (оживального) (рис. 16, б) профиля. В обоих случаях малая разность кривизн шариков и беговых дорожек увеличивает площадь контакта и уменьшает величину контактных напряжений.

Рис. 16. Профили резьбы шариковых винтовых пар: а - полукруглый; б - арочный

Как правило, в шариковых парах применяют устройства для выборки зазоров и создания предварительного натяга (рис. 17).

Расчет шариковых винтовых пар предусматривает:

  • Расчет на статическую прочность по допускаемым контактным напряжениям.
  • Расчет на жесткость по осевому смещению гайки относительно винта за счет упругих деформаций в резьбовом соединении. Предварительный натяг существенно повышает контактную жесткость в резьбе и позволяет принять деформацию пропорциональной нагрузке.

Шариковые ходовые винты, постоянно находящиеся в работе, целесообразно также подвергать дополнительной проверке на долговечность.

Рис. 17. Способы создания натяга в шариковых винтовых парах: а и б - осевым смещением полугаек; в - взаимным проворотом полугаек

Передача ходовой винт - гайка получила широкое применение в приводах подачи станков. Основным преимуществом винтовых механизмов является высокая точность и плавность осуществляемых ими перемещений, возможность получения значительной редукции и самоторможение, позволяющее использовать эти механизмы в случае вертикальных перемещений.

Профиль резьбы винта стандартный, трапецеидальный, с углом профиля 30° (ГОСТ 9484-73), вследствие чего обеспечивается более легкое замыкание маточной гайки. Как правило, винты изготовляют одно- или двухзаходными с небольшим шагом (самотормозящимися). Недостатком данного профиля является возникновение погрешности шага резьбы при радиальном биении винта. Поэтому в высокоточных станках трапецеидальную резьбу заменяют прямоугольной.

Конструкция гаек зависит от назначения узла. Например, в токарных станках, где продольная подача может осуществляться от винта и от ходового вала, применяют гайку, показанную на рис. 18, а. Она состоит из двух половин 1 и 2 и включается при помощи специального диска 3 (рис. 18, б). Если винт работает один, то применяют самоцентрирующую неразъемную гайку (рис. 18, в). Для регулирования зазора используют конструкцию, показанную на рис. 19. Здесь гайка состоит из двух частей: одна закреплена неподвижно, другая может смещаться в осевом направлении при помощи винта 1 и клапана 2.

Рис. 18. Примеры конструкций маточных гаек

Для винтов и гаек установлено пять классов точности (0-4). Нормаль предусматривает отклонения шага, половины угла профиля резьбы, отклонения по овальности на среднем диаметре и биение по наружному диаметру. Материалы для ходовых винтов согласно той же нормали устанавливаются: сталь У10 и У12 - для винтов нулевого класса, сталь ХВГ и ХГ - для 1-го класса, сталь 45 и 50 - для винтов 2, 3 и 4-го классов. Гайки скольжения изготовляют: нулевого, 1-го и 2-го классов - из оловянистой бронзы, 3-го и 4-го классов - из антифрикционного чугуна. Распределение по классам примерно такое: нулевой класс - резьбы для прецизионных станков, 1-й класс - для резьбошлифовальных станков, 2-й класс для токарно-винторезных станков нормальной точности, 3-й класс - для фрезерных и строгальных станков и 4-й класс - для установочных перемещений.

Механизмы винтовой передачи рассчитывают на износостойкость, прочность, жесткость и на устойчивость ходового винта.

Рис. 19. Схема регулирования зазора между винтом и маточной гайкой

Передача винт - гайка качения

Передача винт - гайка качения обеспечивает высокую осевую жесткость и равномерность движения. Она применяется в приводах подач точных станков, таких как шлифовальные, копировально-фрезерные, координатно- расточные и ряд станков с программным управлением. Преимуществом передачи являются возможность полного устранения зазора в резьбе, низкие потери на трение (КПД достигает 0,9-0,95) и почти полная независимость сил трения от скорости. Все это делает передачу прецизионной и обеспечивает возможность осуществления точного режима работы и повторяемости процесса.

Вместе с тем данная передача имеет весьма низкую нагрузочную способность в связи с существенным различием кривизны рабочих поверхностей, что вызывает высокие контактные напряжения. Сложность и трудоемкость изготовления в основном зависят от размеров передачи, ее точности, от материалов винта и гайки.

На рис. 20 представлен общий вид этой передачи. Между винтом и гайкой, нарезанными по специальному профилю, помещаются шарики, перекатывающиеся при вращении винта.

Рис. 20. Шариковая винтовая передача

Конструкция передачи зависит от профиля резьбы, способа возврата шариков, от их комплектования и метода регулирования зазора. Широкое распространение получил полукруглый профиль, как наиболее простой (рис. 21, а). Обычно соотношение между 1 и 2 принимают равным 0,95-0,97. Для устранения зазора или создания натяга, как показано на рисунке, необходимо иметь дополнительное устройство, сдвигающее винт относительно гайки вдоль оси. Этого недостатка лишен стрельчатый профиль (рис. 21, б). Он имеет все преимущества полукруглого профиля и, кроме того, позволяет осуществлять передачу без зазора или с натягом путем применения шариков, диаметр которых несколько больше номинального.

Рис. 21. Профили резьбовых канавок

Сложность конструкции и трудность изготовления гаек определяются прежде всего способами перекатывания и возврата шариков в исходное положение. На рис. 22 представлены передачи, у которых по-разному решается этот вопрос. В одной из них (рис. 22, а) каналом возврата служит продольное отверстие, просверленное в гайке и соединяющееся с началом первого и концом последнего витков резьбы. В другом устройстве (рис. 22, б) канал возврата, соединяющий два соседних витка гайки, выполнен в виде специального вкладыша 1, который заставляет шарики циркулировать только в пределах одного шага резьбы. Обычно в гайке имеется три цепи шариков, расположенных по окружности под углом 120°. Преимуществами последней конструкции являются малые размеры, отсутствие быстроизнашивающихся деталей и малая длина каналов возврата. Недостаток конструкции - отсутствие возможности выполнять передачу с многозаходной резьбой.

Комплектация шариков имеет важное значение, так как их скорости в точках касания между собой противоположны по направлению. При небольшой длине циркулирующей цепочки (рис. 22, б) отрицательное влияние касания ничтожно. При большом числе витков (рис. 22, а) между рабочими шариками помещают меньшие по диаметру (на 0,025-0,075 мм) сепараторные шарики. Для отличия от рабочих их рекомендуется изготовлять с матовой или оксидированной поверхностью. Следует иметь в виду, что нагрузочная способность таких передач вдвое ниже, чем передач со всеми рабочими шариками.

Регулирование зазора или натяга при полукруглом профиле сводится к изменению расположения винта относительно гайки. На рис. 21 показана для примера такая конструкция. Обе гайки 2 снабжены зубчатыми венцами, которые входят в соответствующие внутренние зубчатые венцы втулки 1. Числа зубьев венцов различаются на единицу (например, 99 и 100), вследствие чего одну гайку относительно другой можно поворачивать на весьма малый угол. Благодаря этому имеется возможность регулировать осевой размер с точностью до долей микрона.

Размерный ряд передачи форма профилей резьбы винта и гайки установлена нормалью станкостроения Н23-7.

Применение передачи винт - гайка качения позволяет устранять зазор в резьбе и создавать натяг, повышающий осевую жесткость в 2,5-3 раза по сравнению с жесткостью винтов скольжения; резко возрастает продолжительность сохранения точности. В большинстве случаев для станков с программным управлением (ЧПУ станок) применение этой передачи является единственно возможным конструктивным решением.

Требования к материалу и термической обработке заключаются в высокой поверхностной твердости (не менее HRC 60). При снижении твердости только на пять единиц нагрузочная способность передачи уменьшается более чем на 20%. Ходовой винт обычно изготовляют из стали ХВГ, а гайку - из стали 9ХС.

Рис. 22. Конструктивная схема шариковой винтовой передачи

Опора гайки ШВП - стальной модуль выполненный из цельнометаллической заготовки. Модуль крепления служит для удобного монтажа гайки ШВП и перемещаемого узла фрезерного станка с ЧПУ. В конструкции фрезерного портального станка этот важный элемент участвует в перемещении стола по оси X.