Для соединения шпинделя станка и вала двигателя часто применяется высокоскоростная муфта шпинделя фирмы Rotex (рис. 1), в состав которой входят две втулки 1 и, в качестве упругой детали, звёздочка 3.
Муфта передаёт вращающий момент шпинделю силами трения, возникающими на поверхностях контакта при осевом перемещении втулок 2 винтами.
Благодаря упругому элементу муфта допускает смещения вала двигателя относительно шпинделя: радиальное, угловое, осевое. Этим снижаются требования к точности деталей привода. Кроме того, муфта предохраняет привод от действия пиковых нагрузок при пуске и торможении, а также при резком изменении частоты вращения шпинделя. Муфту шпинделя выбирают в зависимости от передаваемого момента и частоты вращения.
Рис. 1. Соединительная муфта шпинделя станка
Ротационная муфта шпинделя для ввода СОТС в зону резания
Обработка с подводом смазочно-охлаждающих технологических сред (СОТС) к режущим кромкам инструментов через отверстие в шпинделе позволяет:
- уменьшить расход СОТС (в зону резания вводится всего от 5 до 50 см3 в час, при глубоком сверлении – до 120 см3 в час);
- повысить стойкость инструментов;
- улучшить экологическую обстановку в цехе;
- уменьшить расходы на переработку стружки (из-за высокой температуры резания она остаётся сухой).
Но при таком резании ухудшается отвод стружки и возникают дополнительные требования к режущим инструментам и СОТС (для подготовки эмульсии можно использовать только дистиллированную воду, максимальный размер частиц загрязнений в ней не более 60 мкм).
СОТС подаётся в отверстие через ротационную муфту шпинделя (рис. 2), стержень 1 которой ввинчен в отверстие Б вала двигателя (см. рис. 4.2). СОТС (СОЖ на водной основе, масляный туман) вводится в отверстие А муфты и по её осевому отверстию проходит в шпиндель. Плотный контакт между вращающимся кольцом 2 и находящимся в покое кольцом 4 обеспечивается пружиной 3. Кольца, изготовленные из износостойкого материала, допускают частоту вращения до 12 000 об/мин. Уплотнение 5 защищает подшипники от СОТС. Через отверстие Б проходит воздух, охлаждающий кольца 2 и 4.
Проход СОТС в шпиндель обеспечивается ниппелем, ввинченным в отверстие А двигателя и вставленным в соединительную муфту.
Рис. 2. Ротационная муфта шпинделя