Проверку технического состояния металлорежущего станка начинают с внешнего осмотра. Затем проверяют легкость перемещения от руки всех узлов и рукояток, величину мертвых ходов маховиков, рукояток и винтов, исправность всех механизмов станка. Необходимо, чтобы усилия на маховиках не превышали допустимых значений, а подвижные узлы перемещались с равномерной скоростью.
При испытании станков на холостом ходу проверяют фактические отклонения частот вращения и подач, правильность работы механизмов быстрых перемещений. При длительной работе на холостом ходу проверяют состояние подшипников, муфт, тормозов, электродвигателей, правильность работы смазочной системы. При этом опоры шпинделя не должны нагреваться выше установленных параметров: подшипники качения не более 85°С; подшипники скольжения не более 70°С. Для других механизмов предел температуры устанавливается не выше 50°С.
После проверки станка на холостом ходу следуют испытания под нагрузкой. При этом выбирают наиболее тяжелые условия обработки и кратковременные перегрузки (до 25%). Во время испытаний проверяют работу всех механизмов систем станка. Испытания станков проводят при черновом и чистовом режимах для типичных обрабатываемых заготовок и материалов. Например, при проверке токарного станка вытачивается вал диаметром, равным 0,25 высоты центров и длиной до 300 мм. Проверяется его конусность, овальность, плоскостность торцов.
Качество обработки поверхности деталей и шероховатость регламентированы соответствующими техническими условиями.